Что такое лоббизм и какие функции он выполняет?

Содержание

Лоббизм

Что такое лоббизм и какие функции он выполняет?

Лоббизм – деятельность общественных и политических групп, коммерческих организаций, а также отдельных лиц по оказанию давления на депутатов и представителей органов государственной власти с целью принятия законодательных актов, выгодных этим группам, организациям и лицам (лоббистам).

Работа лоббистов заключается в отстаивании интересов отдельных субъектов в государственном аппарате с помощью различных методов.

Методы лоббизма

  • Выступления на слушаниях комитетах парламента, участие в обсуждениях законопроектов;
  • Собственная разработка проектов нормативных актов;
  • Личные встречи, переговоры и письменное контактирование с должностными лицами, работниками различных ветвей власти;
  • Финансирование избирательных кампаний;
  • Проведение социологических исследований, их обработка и распространение полученных результатов;
  • Организация массовых писем от избирателей в адрес депутатов и чиновников;
  • Внедрение «своих» лиц в органы власти;
  • Подкуп должностных лиц.

История происхождения

Понятие «лоббизм» произошло от слова lobby (англ.), что в переводе означает «кулуар», «фойе».

Политологи убеждены, что лоббизм существовал в Англии уже в XVII веке. В те времена члены парламента выходили после заседания в коридор, где их встречали заинтересованные лица.

В более современном политическом смысле лоббизм появился в Америке в конце 20-х годов XIX столетия. В эти годы у власти находился президент У.Грант, любивший отдыхать со своей командой помощников в вестибюле (лобби) гостиницы Willard.

Об этом очень быстро узнали бизнесмены и всевозможные просители, которые стали приходить в отель, чтобы в непринужденной обстановке пообщаться с правящей элитой. Предприниматели старались заручиться законодательной поддержкой государственных служащих, рассказывая о проблемах в своей деятельности и предлагая собственные пути их решения.

Естественно, такая поддержка осуществлялась за определенную сумму денег со стороны бизнесменов.

Изначально подобная американская практика «покупки» законов осуждалась другими странами, однако в XX веке термин «лоббизм» позаимствовало большинство развитых государств.

Постепенно подобных просителей (лоббистов) становилось все больше, поэтому они стали объединяться в группы в зависимости от своих интересов.

В 1946 году в США был принят закон, согласно которому лоббизм признавался родом деятельности и требовал определенной процедуры регистрации профессиональных лоббистов у секретаря сената. Лоббисты стали обязаны четыре раза в год под присягой представлять отчеты соответствующим органам о всех денежных средствах, полученных и израсходованных на лоббистские цели. При всем при этом закон строжайше запрещал откровенный подкуп уполномоченных лиц государственного аппарата.

В 1979 году лоббизм в Америке окончательно сформировался как политический институт. Подтверждением этому стало создание в 1979 Американской Лиги Лоббистов, существующей по сей день. Ее целью было общественное признание профессии лоббиста и пропаганда значимости Лиги в законодательном процессе.

В том же 1979 году лоббизм неофициально появился в ЕЭС – Европейском экономическом сообществе, которое с 1994 года носит название Европейский Союз. Это было связано с образованием крупных группировок предпринимателей, таких как «Европейский круглый стол промышленников», Европейская группа предприятий, а также Комитет по промышленности Европейского союза. Именно эти организации представляли собой мощные лоббистские структуры, продвигавшие собственные бизнес-интересы на европейском уровне через своих представителей в руководящих органах ЕЭС.

Официально вопрос о лоббистской деятельности в Европейском экономическом сообществе был поднят в 1989 году представителем Дании. Итогом рассмотрения этого вопроса стало принятие в 1997 году Кодекса поведения лоббистов, который действует до сих пор.

Помимо этого документа, члены Евросоюза должны придерживаться целого ряда официальных рекомендаций, касающихся лоббистской деятельности. Эти рекомендации направлены на то, чтобы системы регулирования лоббизма в странах Евросоюза не были чрезмерно строгими.

Таким образом, в большинстве зарубежных стран четко прослеживается тенденция узаконивания и упорядочения лоббистской деятельности на законодательном уровне.

Виды лоббизма

В зависимости от ветви власти (направления деятельности):

  • Законодательный;
  • Исполнительный;
  • Судебный.

В зависимости от применяемых методов:

  • Легальный – не предусматривает нарушений законодательных актов;
  • Нелегальный – с нарушением закона (чаще всего речь идет о коррупции).

По объектам воздействия:

  • Правительственныйразработка органами исполнительной власти законопроектов, поступающих на рассмотрение в законодательные органы;
  • Парламентскийпринятие законов, удовлетворяющих интересы определенной группы людей.

По целям воздействия:

  • Экономический – осуществление давления на органы власти с целью принятия определенных законодательных актов и экономических мер;
  • Социальный – осуществление давления на процесс принятия решения должностными лицами для удовлетворения социальных интересов определенных групп людей;
  • Социокультурный – осуществление давления на должностных лиц с целью принятия законодательных актов, удовлетворяющих социальные и культурные потребности отдельных групп людей.

В зависимости от уровня власти:

  • Федеральный – лоббизм осуществляется в системе высших органов государственной власти;
  • Местный — лоббизм осуществляется в органах власти субъектов страны.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/10752-lobbizm

Функции лоббирования

Что такое лоббизм и какие функции он выполняет?

Лоббизм выполняет следующие функции:

1) посредничество между обществом игосударством.

Лоббисты представляют интересы обществаперед органами государственной власти.Добиваясь своих, чаще всего экономическихцелей, лоббисты реализуют интересыбольшинства населения. Например, еслилоббист представляет интересы крупнойпромышленности, то добившись инвестиций,он обеспечит работников предприятиязарплатой.

2) Замещение представительства.

Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая приэтом официальных представителей(чиновников, депутатов законодательныхорганов власти) народа.

3) Артикулированиеинтересов (формированиечетких политических требований)

4) Агрегированиеинтересов (формированиеиерархии интересов)

5) Информационная функция.

Такой канал лоббирования как СМИвыполняет функцию информированияширокой публики о каких-то событиях,фактах из жизни политиков и т.д.

Лоббисты, добиваясь своих целей, ставятактуальные вопросы перед общественностьюи органами государственной власти.

Методы лоббирования

к методам лоббирования, официальнопризнаваемых в законопроекте «Орегулировании лоббистской деятельностив федеральных органах государственнойвласти», относятся:

    • представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти.
    • участие в обсуждение комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.
    • устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.
    • экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с представлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов1.

Часть 2. Лоббизм в России

Специфической особенностью лоббизмав нашей стране является то, что, какправило, оно направлено не на представителейзаконодательного органа (ФедеральногоСобрания РФ), а на представителейисполнительной власти. Для Россиидействительно характерно то шуточноеопределение лоббизма, которое сталотак популярно в последнее время, как«открывание лбом дверей кабинетовчиновников».

 Механизм взаимодействия корпоративныхструктур с исполнительной и законодательнойвластью у нас покрыт густой завесойтаинственности, да и не стоит скрывать,что он до предела коррумпирован. Вроссийской действительности лоббизмсуществует как бы в виртуальномпространстве. Официально, как явление,он отсутствует, т.к. не регламентированни одним документом. Неофициально -постоянно напоминает о своем незримомприсутствии в коридорах власти.

Сегодня тема лоббизма приобретаетособую актуальность в свете попытоккремлевской администрации по-новомувыстроить свои взаимоотношения с элитамии олигархическими группировками, создатьтакие политические механизмы, которыеставили бы их хотя бы в относительноравное положение перед властью ипрепятствовали получению одними группамизаведомых преимуществ перед другими.

Роль формальных лоббистских организаций(ведь официальный закон о регулированиилоббизма в России отсутствует) у насвыполняют «встроенные» лоббисты— депутаты Госдумы, члены Федеральногособрания, чиновники органов государственнойвласти.

Согласно законопроекту Госдумы «Орегулировании лоббистской деятельностив федеральных органах государственнойвласти», в качестве лоббистов не могутвыступать депутаты парламента, выборныедолжностные лица РФ, субъектов РФ,административно-территориальных единиц,органы и должностные лица исполнительнойвласти РФ.

Традиционный способ лоббизма вРоссии — финансовое участие бизнесав избирательных кампаниях. Сегодня этаактивность частного бизнеса все большесмещается в регионы, где с введениемвыборов в Законодательные собрания попартийным спискам усиливается рольпартий. Бизнес пытается влиять и напроцедуру назначения губернаторов.Поэтому все более привлекательным длябизнеса становится уровень местногосамоуправления (землеотводы, управлениесферой ЖКХ и т. д.).

Однако, даже не затрагивая регионы, органы местного самоуправления, можнос уверенностью заявить, что олигархическихтенденций играют огромную роль в политикенашей страны.

Справедливости ради, стоит отметить,что представление об отсутствиилегальной формы лоббизма в РФ такжеошибочно. Формой «белого»лоббизма в России является созданиепрофессиональных ассоциаций конкретныхсекторов рынка. К таковым можно отнестиРоссийский союз промышленников ипредпринимателей (РСПП), Ассоциациюроссийских банков, Всероссийский союзстраховщиков. Эти организации живутза счет членских взносов участников,платящих именно за лоббизм. Они официальнопринимают участие в разработке законови организуют всевозможные конференции,стараясь таким образом повлиять напринятие нужного решения.

Читайте также  Какой народ говорит на латыни?

Источник: https://studfile.net/preview/7201842/page:2/

Как лоббируют законы — Дело Модульбанка

Что такое лоббизм и какие функции он выполняет?

Конституция России — на Консультанте

Понятия лоббизма в российском законодательстве нет, хотя возможность лоббировать интересы заложена в Конституции. Каждый житель России может:

  • создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов — статья 30;
  • участвовать в государственных делах лично или через представителя — статья 32;
  • обращаться лично или направлять обращения в органы власти — статья 33;
  • защищать свои права всеми способами, которые не запрещены законом, — статья 45.

Законопроект о лоббировании 2003 года — на Гаранте

По сути Конституция дает правовую основу для лоббизма, но конкретных законов нет, хотя законопроекты о лоббировании создавались несколько раз. Например, в законопроекте 1994 года появилось понятие клиента — для кого проводится лоббистская деятельность. А в законопроекте 2003 года любая информация от лоббистов должна официально регистрироваться и ставиться на учет.

Проблема всех законопроектов в том, что государство и общество не были к ним готовы. Ни один законопроект не объяснял, как разграничить лоббирование и коррупцию, а еще с принятием такого закона пришлось бы менять другие законы и даже работу органов власти.

На конференцию собрались ученые, преподаватели, научная общественность. Они обсуждали налоговое право в решениях Конституционного суда. По итогам конференции организаторы составили резолюцию и направили ее в Конституционный суд. Если суд учтет мнение научной общественности в своей работе, это и будет лоббированием, но суд не обязан это делать.

Если бы в России приняли закон о лоббировании, органы власти были бы обязаны рассматривать такие обращения, а пока всё буквально зависит от того, к кому попадет конверт с предложением о законопроекте и не выбросит ли его секретарь.

Кажется, что лоббирование законов — это когда богатые и влиятельные просят своих друзей в Госдуме принять закон, чтобы они все стали еще более богатыми. Конечно, есть коррупция и личные связи, и нет закона, который регулирует всё это.

Легальная лоббистская деятельность как раз и помогает продвигать работающие и полезные обществу законы. В комитетах Госдумы недостаточно узких специалистов, и депутаты не понимают нюансов банковской системы, бизнеса, строительной сферы, транспортной промышленности.

И здесь появляются лоббисты — люди, которые представляют интересы профессиональных групп и рассказывают о проблемах отрасли и возможных решениях. По сути лоббирование — это свобода для организаций, возможность говорить. Сейчас органы власти не обязаны слушать всех, а с принятием закона о лоббировании будут обязаны прислушаться.

Важно, чтобы общественные объединения и бизнес могли доносить до власти свои интересы. Иначе появляются законы, которые просто оторваны от жизни и не работают.

По опыту, сейчас института лоббизма в России нет, а из-за коррупции и ряда законов, которые выгодны немногим, сама идея лоббизма воспринимается негативно.

За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше

Официально в России лоббирования нет, но есть общественные организации, отделы в крупных компаниях и агентства, которые представляют собственные и клиентские интересы в органах власти. К примеру:

  • Российский союз предпринимателей;
  • Торгово-промышленная палата;
  • Опора России;
  • Ассоциация российских банков.

Топ-50 директоров по отношениям с органами власти — Коммерсант

В крупных компаниях работают люди, которые отвечают за продвижение интересов бизнеса: GR-директоры, советники, директоры по взаимодействию с органами власти.

GR-директоры — это люди, которые налаживают отношения с властью и общественными организациями. Часто их роль выполняют первые лица компании, а не отдельные специалисты. GR-директоры — не совсем лоббисты, скорее люди, которые занимаются коммуникациями с органами власти.

Еще есть агентства, которые представляют интересы бизнеса, и частные лоббисты. Зачастую эти люди — бывшие сотрудники органов власти или экс-депутаты.

Например, агентство «Румянцев и партнеры», которое помогает российским и иностранным компаниям вносить законодательные инициативы, руководит бывший член Верховного Совета России, бывший помощник депутата Олег Румянцев. А бывший замглавы администрации президента Сергей Зверев открыл Компанию развития общественных связей.

Похожая история и с крупными компаниями. Например, Станислав Наумов был замглавой Минпромторга, а затем стал работать директором по взаимодействию с органами власти Х5 Retail Group.

Список услуг агентства, которое помогает представлять интересы бизнеса в органах власти

Руководители агентств по работе с органами власти о гонорарах — Медуза

За свою работу по продвижению интересов в органах власти агентства берут гонорары: в среднем 10 000 — 15 000 долларов в месяц, а для больших проектов — от нескольких миллионов до любой суммы, потому что верхней границы не существует.

Если появится закон о лоббировании, российский рынок может составить от 10 до 20 миллиардов рублей в год.

Легальная лоббистская деятельность ведется в США с 1876 года, когда приняли первый федеральный законопроект. В середине прошлого века в стране ввели обязательную регистрацию лоббистов: в 1981 году было семь тысяч лоббистских организаций, в 2010 году — пятьсот. Такой спад объясняется ужесточением законодательства с целью ограничить деятельность лоббистов.

Сегодня работа лоббистов в США строго регламентирована. Лоббист регистрируется как представитель компании и указывает, чьи интересы он представляет и по какой конкретной задаче. Во время работы он обязан публиковать, сколько денег и на что именно потратил, чтобы решить вопрос.

В США запрещено делать подарки чиновникам, даже угощать в ресторане или давать скидку. За этим строго следят: к примеру, известного лоббиста Джека Абрамоффа посадили в тюрьму на четыре года за оплату поездки лидера республиканцев в конгрессе на отдых, его обедов в ресторанах и билетов на спортивные матчи.

Также регламентируют и механизмы работы лоббистов: что можно делать, к кому обращаться и как продвигать интересы клиента.

В США лоббированием интересов через представителя могут заниматься иностранные компании и даже другие государства. Например, в 2018 году банк ВТБ пытался добиться исключения из санкционных списков с помощью лоббистской компании.

В целом же в США отношение к лоббизму неоднозначное: некоторые лоббисты нарушают закон и этические нормы, занимаются непрямым лоббизмом вроде организации публикаций в СМИ, пользуются личными связями и встречами.

Какие законы могли пролоббировать

Сложно утверждать, какие именно законы были пролоббированы бизнесом. К примеру, есть мнение, что закон о запрете продажи алкоголя в пластике — один из примеров лоббирования в интересах бизнеса.

Авторы законопроекта написали в пояснительной записке, что алкоголь в пластике стоит дешевле и тем самым становится привлекательнее для молодежи. Происходит алкоголизация населения: люди покупают дешевое пиво в пластике, затем переходят на более крепкие напитки.

Но, возможно, есть и коммерческая сторона вопроса. Если пиво разливать только в стекло и алюминиевые банки, это выгодно производителям тары. А главный производитель алюминия — компания «Русал», которая на тот момент принадлежала Олегу Дерипаске.

Есть и другие примеры: лоббирование закона о детских автокреслах, полисах обязательного страхования для владельцев автомобилей или нормативов для жилищного строительства.

Сократили 30% строительных норм — Российская газета

К примеру, недавно упразднили треть обязательных строительных норм, что должно помочь сократить сроки строительства, снизить издержки, сделать строительство более прозрачным.

Возможно, строительные компании были заинтересованы в этом, ведь строить станет легче и дешевле. Это может быть выгодным и покупателям: жилья станет больше, снизится стоимость квартир. С другой стороны, неизвестно, как это скажется на качестве жилья.

В вопросах лоббирования законов часто всё неоднозначно: новые законопроекты не могут противоречить действующему законодательству или ограничивать права людей, но никто не запрещает поддерживать ту или иную отрасль.

Ольга С., бывший менеджер пиар-агентства

Я работала на проекте по продвижению тахографов и системы «Платон».

Тахографы — приборы контроля за скоростью автобуса, временем в пути и работы водителя. Требования к установке тахографов действуют приказом Минтранса с января 2018 года.

Система «Платон» — это система взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн. Сбором этой платы занимается компания, которая принадлежит крупнейшим российским предпринимателям. За это ей платят ежегодно десять миллиардов рублей.

В мои обязанности входила работа со СМИ: я договаривалась, чтобы газеты и журналы публиковали заказные статьи под видом редакционных — без пометки о рекламе или партнерстве. Насколько я помню, за определенную сумму удалось договориться со многими известными изданиями.

Моя роль в агентстве была маленькой, я не знаю деталей, но нам перечисляли деньги на публикацию таких статей, а значит, были заинтересованные в этом люди.

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/lobby

      Функции лоббизма.

     «Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления — это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от  большинства населения.   Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе. Вот основные функции лоббизма:

    • посредничество между обществом и государством

     Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой. 

    • замещение представительства

     Лоббисты  в некоторых случаях представляют  интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.

    • упорядочивание плюрализма общественного мнения

     Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции  партий. 

     Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

    • постановка актуальных вопросов

     Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты   подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования  кассет.

Сущность лоббирования в политической деятельности.

     Лоббизм зародился в XVI веке… в монастырях. Именно этим словом — lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно — в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово «лоббизм» получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.

     Современный энциклопедический социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, — это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: «ты мне, я тебе», «благодарности в конверте»,и подобные методы. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые действуют в кулуарах конгресса.

В то же время лоббизм — это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных «толкачей». Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами.

Читайте также  Какое расстояние от Земли до Марса?

Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, которые повредили бы интересам их патронов — промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п.

Общественное  значение  и  особенности лоббизма в РФ.

     Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг.

, в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество.

Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.

     Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес — конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

     Надо всегда помнить — государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами … если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т. д.  Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

     Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое — необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

     На современном этапе — никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.

     Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично.

Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ.

Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

     На федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов «обиженных против фаворита». Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.

      задача заключается не столько в достижении победы, сколько в сохранении постоянного стратегического прогресса. Любая поправка, лоббирующая интересы одной группы людей, ударяет по интересам другой. Попробуйте в первую очередь объединить «недовольных», выяснить их совместные возможности в области СМИ и «личного влияния». Исходя из этого, можно строить кампанию.

     Ещё один аспект федерального лоббизма — глобальность устремлений лиц, принимающих решения. Спекулируя на комплексах величия «сильных мира сего», лоббисты своей риторикой могут получать реальные ресурсы в обмен на лояльность и потакание имперским устремлениям правящей элиты. В качестве примера можно привести ЛУКОЙЛ, который ( в т.ч. при помощи государства) успешно проводит экспансию на рынки Восточной Европы.

     На уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу ания), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.

     При взаимодействии с Правительством важно помнить, что прохождению даже самых выгодных предложений всегда мешает среднее исполнительное звено. Среднее звено не хочет за те же деньги брать на себя больше ответственности, и помимо прочего может быть не заинтересовано в вашем проекте в силу договорённостей с конкурирующими организациями, от которых оно (среднее звено), в тайне от своего руководства, получают ежемесячные откаты. Таким образом, даже если проект понравится руководству, его всегда может запороть среднее звено, когда оно будет давать отзыв на ваше предложение.

     Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно помнить, что классическая форма взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип «дружбы» чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес-группой. Никаких взяток, только «дружба», состоящая из «услуг». Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным.

     Специфика лоббизма на региональном уровне.

     Реформа местного самоуправления ещё не дала видимых результатов и поэтому сложно предвидеть её влияние на региональный лоббизм в будущем. Предлагаю рассмотреть лишь современную специфику регионального лоббизма. Если выстроить своеобразный рейтинг — то среди региональных групп интересов наибольшим влиянием пользуются Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Тюменская группы. Свое влияние они оказывают в основном через 4 канала – Администрацию Президента, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ.

     С учётом новой системы организации Администрации Президента РФ — существенное место в региональном лоббистском процессе заняли аппараты Полпредов и Федеральных инспекторов. Именно от этих людей на стол Президента поступает информация из регионов. Региональным лоббистам следует больше сосредоточить своё внимание именно на них, а не на приёмных главы Администрации или членов Совета Федерации.

     Если анализировать существующую практику, группы давления наиболее сильны в регионе в двух случаях: когда на его территории доминирует одна крупная корпорация либо когда регион малонаселен и промышленно неразвит. Если лоббист имеет обширные связи в федеральной исполнительной власти, он может повлиять на то, что в конкретном округе или регионе увидит свое начало федеральная программа строительства дорог или жилья, а может пригрозить, что этот округ окажется последним. Отсюда возникает мощнейший ресурс воздействия на региональную власть.

Источник: https://student.zoomru.ru/politolog/lobbizm/35351.266692.s3.html

Лоббист кто это такой простыми словами Что это профессия значит

Что такое лоббизм и какие функции он выполняет?

Для детей и взрослых, которые интересуются различными профессиональными направлениями, расскажем о профессии, которая появилась в нашей стране не так давно. Здесь вы узнаете, лоббист кто это такой, какие функции выполняет и чем он занимается. Обсудим, какую важность несёт этот специалист в общественную жизнь людей и узнаем, что об этот говорит википедия.

Лоббист — это коммуникабельный человек, который используя свои наработанные деловые связи, действует в интересах клиентов (физических и юридических лиц).

Особенности профессии

Что бы более простым языком объяснить, что за профессия лоббист, можно сформулировать данную деятельность следующим образом.

Лоббист занимается посредничеством между представителями органов власти и экономическими деятелями. То есть, при определенной договоренности с бизнесменами, специалист оказывает некое давление на власть ради утверждения и получения разрешения продвигать те или иные проекты.

Цепочка действий лоббиста

А сейчас обсудим, что именно и в какой очередности делает лоббист, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов.

  • Создает обращения путем личного контакта с представителями органов власти, либо с применением официальных писем;
  • Сотрудничает со средствами массовой информации, обеспечивает громкие провокационные статьи в печатных или интернет изданиях;
  • Занимается написанием грамотных петиций;
  • С помощью грамотного подхода к неформальному общению вдалеке от посторонних глаз, создает выгодные коммуникации и договоренности.

Специализации лоббистов

Профессия лоббист имеет несколько узконаправленных течений, о которых расскажем в данном разделе статьи.

Не смотря на направление, в котором ведет свою деятельность лоббист, главной его задачей является расширение личных полезных знакомств, так как чем шире связи, тем больше заказчиков и клиентов имеет специалист.

Требования к специалисту

Как можно было понять из всего вышенаписанного, лоббист относится к нестандартным профессиям, а это значит, что такой человек должен обладать определенными навыками и знаниями.

Этой специальности вас не обучат в институте, об этом не пишут в учебниках. Хотя высшее образование будет необходимым, потому что свою деятельность лоббисты начинают в государственных структурах, где и появляются первые нужные знакомства.

Читайте также  Что такое СНГ и какие страны туда входят?

И вот когда появляются первые важные знакомства, можно переходить к изучению следующих пунктов.

  • Быть максимально коммуникабельным человеком;
  • Обладать навыком заводить выгодные знакомства, и правильно применять их в работе;
  • Быть отличным организатором (встречи, мероприятия, переговоры);
  • Быть любопытным, уметь правильно задавать вопросы, обладать аналитическим складом ума;
  • Иметь твердый характер и максимальную выдержку, выглядеть уверенно;
  • Быть целеустремленным и не бояться отказов;
  • Обладать чистой грамотной речью, уметь четко излагать мысли.

Плюсы и минусы профессии

Мы уверены, что каждому человеку, кто думает об освоении той или иной профессии, интересно знать не только обязанности специалиста, но и ознакомиться со всеми плюсами и минусами профессии. В данном разделе статьи расскажем об этот подробно относительно деятельности лоббиста.

Плюсы

  • Возможность работать, не привязывая себя к определенным рамкам;
  • Работать можно вне офиса;
  • Достойный уровень оплаты труда;
  • Нет разграничений по половым признакам и в соответствии с возрастом;
  • Полезные знакомства;
  • Скорый личностный рост;
  • Уважение, как в коммерческих кругах, так и среди представителей органов власти;
  • Возможность развиваться и самостоятельно повышать свой уровень.

Минусы

  • Вся ответственность лежит на самом человеке, нет запасных «путей отступления»;
  • Не со всеми людьми удается легко договориться;
  • Отсутствует постоянная заработная плата, уровень дохода зависит от количества закрытых сделок;
  • Случаются злоупотребления положением и заключение нелегальных сделок;
  • В небольших городах высокий уровень конкуренции.

Подведем итоги

Мы подробно рассказали об относительно новой профессии в нашей стране. Теперь вы знаете, лоббист кто это такой, для чего нужен такой человек и какие плюсы и минусы имеет данный вид деятельности.

Теперь дети и взрослые, которые не прочь посвятить время этой специальности, могут принять взвешенное решение, так как теперь знают, что необходимо для того, чтобы прийти в это течение.

Возможно вам будет интересна статья: Лифтер кто это такой, особенности профессии, чем занимается

Источник: https://okobzor.ru/professii/lobbist/

Лоббист

Что такое лоббизм и какие функции он выполняет?

Лоббист — профессиональный агент или организация (в лице специальной фирмы или ассоциации), который реализует интересы заказчика в политической сфере.Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработалточный тестна профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентарии путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Используя налаженные деловые контакты, лоббист влияет на принятие решений в пользу интересов «своей» группы.

Особенности профессии

Эта работа не имеет ничего общего с банальным подкупом. Задача лоббиста – не решение конкретной проблемы, а установление неформального диалога.

Среди лоббистов существует узкая специализация. Лоббистов рынка недвижимости, например, можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риелторов и интересы строителей. Есть “стальное” лобби (металлурги), автолоббисты (автомобилестроители). Лоббисту необходимы серьезные знания в экономике, юриспруденции. Он должен хорошо разбираться в специфике рынка, на котором действуют его клиенты. Чтобы успешно заниматься лоббизмом, нужно иметь налаженные связи, опыт, авторитет и безупречную репутацию.

Методы работы отечественной власти — закрытые и непрозрачные, «достучаться» до чиновников человеку «с улицы» практически невозможно. Поэтому первое и самое главное условие успешной карьеры в GR-сфере (Government Relations) — личные контакты и знакомства с представителями госорганов. Лоббист в традиционном, классическом понимании — это бывший депутат Госдумы, член Совета Федерации, сотрудник какого-нибудь министерства или ведомства, работник администрации президента или аппарата правительства.

Плюсы и минусы профессии

 К плюсам профессии можно отнести то, что профессия лоббиста поистине уникальна и очень престижна. Специалистов в области международного GR в России очень мало: эта деятельность требует достаточно большого и специфического набора навыков, получить которые в рамках одного образования невозможно.

Место работы

GR-специалисты нужны в компаниях, чья деятельность так или иначе зависит от органов государственной власти. В первую очередь, это компании-лидеры федерального или регионального уровня. А также те, кто заинтересован в получении государственных ресурсов или желает быть поставщиком для госорганов. Прибегают к помощи лоббистов и организации, которым требуется регулярное продление различных лицензий и сертификатов. Поэтому спрос на таких специалистов всегда стабильно высокий.

Существует несколько видов организации GR-деятельности. В одних случаях это самостоятельное подразделение бизнеса (отдел, департамент), в других — часть юридического или PR-блока. Иногда GR может быть вынесен за скобки бизнеса и отдан маленькому GR-агентству, основанному каким-нибудь бывшим депутатом. Кроме того, имея профильное образование, можно попробовать устроиться в отраслевую лоббистскую организацию. Больше всего услугами лоббистов пользуются компании, занимающиеся строительством, девелопментом и розничной торговлей.

Чтобы работать в международном GR, нужно очень хорошее базовое образование — юридическое, в сфере международных отношений или внешней экономики. Но российским образованием здесь не обойтись: кандидат на должность лоббиста международного уровня должен быть выпускником европейского вуза. Еще одним важным плюсом станет профессиональная стажировка — либо в госструктуре, либо в транснациональной корпорации, либо в консалтинговом агентстве.

Важные качества

Хорошие коммуникационные способности — основа деятельности GR-специалиста. Причем поддерживать связи нужно не только с представителями власти, но и с общественными организациями, СМИ, внутренним миром компании. Для реализации крупных GR-проектов, включающих множество мероприятий, потребуется талант организатора. Также необходимо обладать общим видением и пониманием ситуации на рынке, перспектив развития компании, знать специфику организации бизнес-процессов и основы управления компаниями.

Обучение на лоббиста

Наибольших успехов в сфере GR достигают выпускники юридических, экономических, социологических и политологических факультетов. Идеальная кандидатура — выпускник специальности «Юриспруденция» или «Государственное и муниципальное управление» с опытом работы в госструктурах.

  • Лучшее образование по этим специальностям дают ведущие ВУЗы столицы:
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова)
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО)
  • Российский университет дружбы народов (РУДН)
  • Московская государственная юридическая академия (МГЮА)
  • Государственный университет управления (ГУУ)
  • Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА при Правительстве РФ)
  • Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова)
  • Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ при Правительстве РФ) и др.

Кроме образования очень важен профиль предшествующей работы. Например, на должность GR-специалиста в компании, занимающейся алюминиевым бизнесом, куда охотнее возьмут управленца из Минпромэнерго России, нежели человека из Росстата или ветеринарного ведомства. Для отраслевого лоббирования больше подходят кандидаты с профильным образованием: например, продвигать интересы сельскохозяйственной отрасли лучше всего получится у бывшего агрария (он знает специфику сферы изнутри). Какую бы специальность вы ни получили в ВУЗе, всегда можно будет подкорректировать свое образование, выбрав, например, программу MBA со специализацией GR.

Оплата труда 

Начальный уровень заработка лоббистов — несколько тысяч долларов в месяц. Руководители GR-отделов получают около 7 тыс. долларов, специалисты высшего разряда — порядка 15 тысяч. «Звезды GR» — это люди, вышедшие на принципиально иной уровень решения вопросов. Помимо фиксированных зарплат для них действует специальная система бонусов и компенсаций. Эти цифры могут доходить до миллиона долларов.

Ступеньки карьеры и перспективы

В лоббизм — Government Relations невозможно попасть с улицы. Человек, который защищает интересы своей компании, должен разговаривать с чиновниками на равных, как минимум — не простаивать в очередях перед дверью в ожидании приема. Поэтому большинство крупных лоббистов — выходцы из верхушки исполнительной и законодательной власти.

Слишком специфична сфера лоббизма — Government Relations (связи с органами государственной власти), чтобы вызывать массовый интерес. К тому же здесь вряд ли можно сделать стремительную карьеру: чаще всего GR-специалистами становятся люди, не один год посвятившие государственной службе. Однако спрос на лоббистов растет с каждым годом.

Знаменитые лоббисты

Эти люди не любят афишировать свою деятельность. И все-таки биографии некоторых лоббистов становятся известными общественности. Например, лоббированием интересов «Газпрома» занимается депутат Госдумы первого созыва Фануза Арсланова (фракция «Женщины России»). Бывший ответственный секретарь Конституционной комиссии Верховного Совета РФ, «отец российской социал-демократии» Олег Румянцев стал GR-специалистом в продовольственной компании Mars, затем перешел в нефтегазодобывающую компанию Shell, а с 2005 г. он является советником исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-ВР.

Афоризмы о лоббизме

https://www.youtube.com/watch?v=sajq0rBdcf8

Как не стать твердолобым, будучи убежденным лоббистом!

Специалист по V.I.P.-лбам — лоббист.

Кто пишет законы? Для бизнеса — лоббисты, для населения и Ветеранов ВОВ — «самообслуживание» Когда дело касается граждан, дело обстоит много хуже. У них нет «лоббистов». И им приходится двигать закон самим.

Источник: https://www.profguide.io/professions/Lobbist.html