Когда лучше пойти в Третьяковскую галерею?

Содержание

Третьяковская галерея

Когда лучше пойти в Третьяковскую галерею?

Государственная Третьяковская галерея (Третьяковка) – одна из самых главных и любимых туристами достопримечательностей Москвы. Каждый путешественник, посетивший столицу, непременно знакомится с уникальной коллекцией музея, имеющего богатую историю.

Третьяковская галерея представляет собой художественный музей, который основал купец, промышленник и московский коллекционер Павел Третьяков еще в 1856 году. В его владениях находилась одна из крупнейших коллекций русского изобразительного искусства.

Находящаяся в главном корпусе музея экспозиция, носящая название «Русская живопись XI – начала XX века» – это также часть Всероссийского музейного объединения, образованного в 1986 году.

Из истории Третьяковки

В 1851 году Третьяков приобрел жилой дом, в котором в будущем стала размещаться картинная галерея.

Дата основания Третьяковской галереи считается 22 мая 1856 год. В этот день Павел Третьяков приобрел картину у художника Василия Худякова под названием  «Стычка с финляндскими контрабандистами». Далее последует покупка десяток работ у разных авторов – и так создается целая коллекция.

Третьяков предпочитал покупать полотна художников еще в их мастерской, до того времени, как они окажутся на какой-нибудь выставке. Еще такой подход сам меценат обосновывал тем, что так он уверен в подлинности картин художников, ведь передавались они лично из рук в руки.

Павел Михайлович задался целью создать уникальное собрание произведений современных русских художников, которое в дальнейшем могло бы перерасти в национальный музей и стать предметом гордости для страны. В 1892 году Третьяков передал свою галерею живописи в дар столице.

15 августа 1893 года произошло официальное открытие Третьяковской галереи, именно в том же доме, купленном семейством Третьяковых сорок лет назад. По мере необходимости к особняку пристраивали новые помещения, в которых хранились и демонстрировались произведения русских мастеров. Вплоть до своей смерти Третьяков был распорядителем музея. Ушел из жизни Павел Михайлович в 1898 году.

Нынешнее название «Государственная Третьяковская галерея» и присуждение статуса государственной собственности музей получил 3 июня 1918 года.

Экспозиция музея

В 1917 году нынешняя достопримечательность России насчитывала около четырех тысяч произведений. Через 58 лет их численность выросла до пятидесяти пяти тысяч. Собрание постоянно пополнялось благодаря планомерным государственным покупкам.

Изменения в экспозиции музея начались с 1913 года, когда Московской городской думой был назначен новый попечитель Третьяковской галереи – Игорь Грабарь. Он упорядочил все работы по хронологии, а картинам одного художника выделял отдельный зал.

Читайте также  Где лучше жить в Калининграде?

На сегодняшний день собранная коллекция включает в себя русскую живопись, скульптуру, графику и отдельные произведения декоративного искусства. Также в галерее представлены иконы XI–XVII веков, в их число входит знаменитая «Троица» Андрея Рублева.

Самые известные картины в коллекции Третьяковской галереи

Произведение Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» – самое скандальное полотно музея. Еще при Александре III оно впервые подпало под цензуру в Российской империи, так как совсем не понравилось императору.

В 1913 году картина пострадала от рук сумасшедшего, который порезал ее ножом. На восстановление ушло несколько месяцев. Несмотря на то, что сам Репин приехал на реставрацию своего шедевра, доводить его до первоначального вида довелось другим мастерам. Ведь к тому времени у автора поменялся стиль написания, что существенно видоизменило полотно. Второе нападение «Иван Грозный…» пережил в мае 2018 года, на этот раз ущерб в полмиллиона рублей нанес пьяный посетитель галереи.

«Черный квадрат» – популярная картина русского авангардиста Казимира Малевича и самая посещаемая среди посетителей. Существует версия, что под черной краской находится другая работа автора, которую он решил замазать.

Также в Третьяковской галерее размещаются такие известные произведения как: «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Апофеоз войны» Василия Верещагина, «Богатыри» Виктора Васнецова, «Неизвестная» Ивана Крамского, «Купание красного коня» Кузьмы Петров-Водкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Демон (сидящий)» Михаила Врубеля.

Информация для посетителей

Адрес исторического здания Третьяковской галереи: пер. Лаврушинский, 10 (станция метро «Третьяковская»).

Режим работы:

  • вторник. среда и воскресенье – с 10:00 до 18:00;
  • четверг, пятница и суббота – с 10:00 до 21:00.
  • понедельник – выходной.

Адрес Новой Третьяковки: Крымский Вал, 10 (станция метро «Парк культуры»).

Режим работы:

  • вторник, среда – с 10:00 до 18:00;
  • четверг, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 21:00;
  • понедельник – выходной.

Стоимость билетов:

  • для взрослых – 500 руб.
  • для школьников, студентов и пенсионеров (при наличии соответствующих документов) – 250 руб.
  • для многодетных семей – 250 руб.

Имеют право бесплатного посещения:

  • дети до 18 лет;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • инвалиды I группы (+сопровождающий) и II группы, участники ликвидации ЧАЭС (РФ и СНГ);
  • бывшие несовершеннолетние заключенные, незаконно репрессированные (РФ и СНГ)
  • военнослужащие срочной службы (РФ);
  • сотрудники музеев, художники, искусствоведы (РФ);
  • студенты факультетов изобразительного искусства (РФ);
  • член Международного Совета музеев (ICOM).

Цена аудиогида: 350 руб. Учитывайте то, что кассы обычно закрываются на час раньше.

Еще одна популярная достопримечательность, к тому же, филиал Государственного Исторического музея, является храм Василия Блаженного.

Источник: https://planetofhotels.com/guide/ru/rossiya/moskva/tretyakovskaya-galereya

Третьяковка: ваш маршрут по музею

Когда лучше пойти в Третьяковскую галерею?

Чтобы вам было проще ориентироваться в Третьяковке, мы сделали для вас удобную карту ключевых экспонатов музея, которую советуем сохранить на телефон. Обратите внимание, что маршрут начинается на втором этаже здания, а завершается — на первом.

Ниже вы найдёте подробное описание картин, на которые определённо стоит обратить внимание.

Портрет Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского (зал № 7)

Владимир Боровиковский — создатель невероятной по художественной и исторической ценности галереи портретов людей XVIII—XIX веков, и изображение представительницы графского рода Марии Лопухиной — одна из самых знаменитых его работ. В этом произведении мастеру удалось тонко передать характер героини через диалог фигуры девушки и природы на заднем плане. Так, нежное платье «рифмуется» с белоснежными берёзами, шёлковый поясок — с голубыми васильками, лиловая шаль — с бутонами роз, а стан Лопухиной — со склонёнными колосьями.

Портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского (зал № 8)

Наряду с работой Василия Поленова, портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского является одним из самых известных изображений поэта. Картина выполнена в сдержанной цветовой гамме, которая, вероятно, призвана подчеркнуть торжественность момента встречи художника со своей знаменитой моделью. На плечо героя накинут шотландский клетчатый плед — так автор заявил о связи поэта с лордом Байроном.

Читайте также  Где лучше отдыхать в Юрмале?

«Всадница» Карла Брюллова (зал № 9)

«Всадницу» Карл Брюллов написал в Милане и тут же показал в местной Академии изящных искусств. Публика картину оценила и даже сравнила русского художника с Питером Паулем Рубеном и Антонисом ван Дейком. Полотно, на котором изображена то ли графиня Юлия Самойлова, то ли её воспитанница, является, по словам искусствоведа Магдалины Раковой, «типичным примером портрета-картины», в котором всё «задумано как апофеоз красоты и жизнерадостной юности, безмятежности ощущения жизни».

«Явление Христа народу» Александра Иванова (зал № 10)

На создание своего главного произведения Александр Иванов потратил 20 лет. Он называл его «всемирным», но не из-за отсутствия скромности, а потому, что картина изображает человечество в определивший его дальнейшую судьбу момент. Несмотря на большое количество персонажей, полотно не смотрится перегруженным. Напротив, мастеру удалось добиться впечатляющего баланса.

«Грачи прилетели» Алексея Саврасова (зал № 18)

«Грачи прилетели» — хрестоматийная для истории русского искусства работа Алексея Саврасова. Кажущееся незамысловатым произведение выполнено так тонко и чутко, что кажется, будто от него веет мягким весенним солнцем и талым снегом. Берёзки, церковь, скромный пейзаж и первые вестники пробуждения природы — всё в этой картине близко русской душе. По мнению критика Бориса Асафьева, своими «Грачами» Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

«Радуга» Ивана Айвазовского (зал № 19)

Кораблекрушение. Казалось бы, что нового мог сказать Айвазовский, оставаясь в рамках этой темы? Оказывается, многое! Данная картина стала новым витком в творчестве мастера, которого критики начали было обвинять в иссякании таланта. В этом произведении живописец в нетипичной для себя манере проработал цвет, предпочтя яркие насыщенные оттенки мягким приглушённым тонам. Радугу тут ещё надо постараться найти, но это не случайность: она олицетворяет призрачную надежду на спасение, что, конечно, очень поэтично.

«Неизвестная» Ивана Крамского (зал № 20)

«Неизвестная» Ивана Крамского балансирует между двумя жанрами — портретом и сюжетно-тематической картиной. Девушка, чья личность так и не разгадана, смотрит на зрителя царственным и немного печальным взглядом. Кто-то сравнивает героиню с Анной Карениной, кому-то в ней видятся черты Настасьи Филипповны из «Идиота». Полотно, ставшее одним из знаковых в творчестве Крамского, отчасти напоминает кадр из фильма и запоминается в том числе благодаря эффекту вырванного из жизни мгновения.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина и Константина Савицкого (зал № 25)

Часто указывается, что автор «Утра в сосновом лесу» — один Иван Шишкин, хотя в действительности над полотном он работал вдвоём с Константином Савицким. Кисти первого принадлежит пейзаж, второго — медведи. Наполненная светом композиция переносит зрителя в сердце бора, где встречает новый день косолапая семья. В эпоху СССР полотно зажило второй жизнью, начав массово появляться на коврах, обёртках конфет, марках и так далее.

«Алёнушка» и «Богатыри» Виктора Васнецова (зал № 26)

Один из главных сказочников отечественной живописи Виктор Васнецов представлен в Третьяковской галерее несколькими замечательными полотнами, среди которых — колоритные «Богатыри» и «Алёнушка». «Там русский дух, там Русью пахнет» — пушкинская фраза идеально подходит для описания картин художника. Богатыри воспринимаются как олицетворение созидательных сил русской земли, а Алёнушка — как воплощение чисто русской печали.

Читайте также  Где лучше всего отдыхать на Мертвом море?

«Апофеоз войны» Василия Верещагина (зал № 27)

Одно из самых впечатляющих и пугающих произведений Василия Верещагина первоначально называлось «Торжество Тамерлана», но впоследствии получило имя «Апофеоз войны» с целью не делать конкретных исторических отсылок. На раме значится надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Это лишний раз напоминает, что рама — важная часть картины.

«Боярыня Морозова» Василия Сурикова (зал № 28)

«Боярыня Морозова» не только поражает масштабом (её размер — примерно 3×6 метров), но и увлекает сюжетом: во всей динамике Василий Суриков передаёт момент, когда приверженку старообрядчества Феодосию Морозову подвозят к Чудову монастырю, где будут держать в заточении. С особой тщательностью художник прорабатывает лица — как главной героини, так и людей из толпы. На одних читается сочувствие, на других — восхищение силой духа Морозовой, на третьих — непонимание: почему не отступиться от своих принципов и не зажить нормальной жизнью?

«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (зал № 30)

В основу сюжета этой картины Ильи Репина лёг исторический эпизод, в ходе которого Иван Грозный в приступе гнева смертельно ранил своего сына Ивана. Лицо правителя выражает ужас и раскаяние, в глазах царевича читаются кротость и прощение. Любопытный факт: произведение стало первым полотном в Российской империи, подвергшимся цензуре.

«Демон сидящий» Михаила Врубеля (зал № 33)

Работа была создана Михаилом Врубелем под впечатлением от лермонтовской поэмы «Демон». Словно зажатый между нижней и верхней частями рамы персонаж олицетворяют внутреннюю борьбу, сомнение. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый», — так описывал своего героя Врубель.

«Московский дворик» Василия Поленова (зал № 35)

Наряду с картинами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», это произведение составляет лирико-философскую трилогию Поленова. В данной работе художник гармонично соединил пейзажную и жанровую живопись. По мнению искусствоведа Тамары Юровой, мастер вложил в композицию «всю силу своей любви к жизни, к людям, которая делает поэтичными даже самые обычные и прозаические вещи». Полотно действительно покоряет простотой и неподдельной задушевностью.

«Золотая осень» Исаака Левитана (зал № 37)

«Золотая осень» — одна из самых известных работ Исаака Левитана, в которой слышны импрессионистские нотки. Верный своим творческим принципам мастер сделал эту картину невероятно созвучной трепету русской души. Левитан выступает здесь не только как виртуоз кисти, но и как поэт, тонко чувствующий натуру. Недаром искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что никому до этого не удавалось так замечательно показать «пышное природы увяданье».

«Девочка с персиками» Валентина Серова (зал № 41)

В «Девочке с персиками» чудесно всё: и хорошенькая Верочка Мамонтова (дочь мецената Саввы Мамонтова), и уютный интерьер знаменитой усадьбы «Абрамцево», и рука молодого, но такого талантливого Валентина Серова. «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», — так писал художник о своей работе.

«Троица» Андрея Рублёва (зал №60)

Наш маршрут завершается иконой «Троица» — одной из немногих сохранившихся работ Андрея Рублёва. В её основу лёг ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», согласно которому персонаж принимает у себя дома трёх таинственных странников, оказывающихся ангелами. Интересно, что стилистически произведение напоминает итальянские иконы, хотя Рублёв совершенно точно не был знаком с памятниками итальянского искусства.

https://www.youtube.com/watch?v=cdIYHnuzsLo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/msk/event/ekskursiya-marshrut-po-tretyakovke/